Соблюдение баланса // Гудок
22 июля 2015 г.
Газета "Гудок". Выпуск № 125 (25794) 22.07.2015
Развитие кадрового потенциала – задача стратегического характера
Общий спад промышленного производства в стране, а также усложнившаяся экономическая ситуация оказали существенное влияние на российский рынок оперирования грузовым подвижным составом и заставили его участников пересмотреть подходы к ведению бизнеса. О мерах в целях сохранения кадрового потенциала и достижения ведущих позиций в бизнесе в непростых экономических условиях рассказал заместитель генерального директора АО «Федеральная грузовая компания» Александр Айрапетян.
– Александр Иванович, очевидно, что в сложившихся экономических условиях необходимо реализовывать комплекс мероприятий по оптимизации бизнес-процессов. Какую работу проводит в связи с этим ФГК?
– Действительно, у нас есть план таких мероприятий, и здесь важно соблюсти оптимальный баланс эффективной производственной деятельности, сохранения кадрового потенциала в рамках реализации стратегических инициатив развития нашей компании и холдинга «РЖД» в целом. Перед коллективом стоит ряд важнейших задач, одна из них – укрепление позиций ФГК на рынке оперирования грузовым подвижным составом в условиях снижения грузопредъявления и профицита подвижного состава на сети. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить рост производительности труда и при этом пойти на снижение операционных затрат, включая затраты на персонал. В текущих рыночных условиях потребовалось изменение модели управления деятельностью нашей компании: была реорганизована филиальная сеть, оптимизирована организационно-штатная структура, скорректированы основные бизнес-процессы. Данный комплекс мероприятий позволил не только снизить численность штата ФГК, но и повысить норму управляемости, оптимизировать структуру должностей и сократить административно-хозяйственные расходы, сохранив при этом основные конкурентные преимущества компании.
– Расскажите подробнее об изменении бизнес-модели.
– Мы перевели договоры на оказание услуг по предоставлению вагонов для осуществления перевозок грузов, заключённых в региональных структурных подразделениях компании, в представительство ФГК в Москве. Каждому клиенту назначен куратор из состава менеджеров коммерческого блока Московского представительства для взаимодействия по расчёту и согласованию ценовых условий на перевозку грузов в подвижном составе, ведению документооборота и взаиморасчётов. Филиалы и агентства транспортного обслуживания ФГК в зоне своего регионального присутствия также сохраняют прежний объём компетенций и обязательств перед контрагентами. В филиалах круглосуточно работают диспетчерские центры для оперативной связи с грузоотправителями и железнодорожными станциями. Такая мера разграничения функционала позволит сохранить и улучшить качество обслуживания контрагентов в части оперативности, упорядоченности документооборота и максимального удовлетворения потребностей клиентов. Мы убеждены, что указанные шаги будут способствовать сохранению существующего клиентского портфеля, строгому исполнению условий договоров и сервисных контрактов, а также дальнейшему расширению и укреплению сотрудничества с контрагентами. Итоги проделанной работы положительно отмечены на сетевом совещании по вопросам организационно-штатной работы в филиалах и дочерних обществах РЖД, и мы вошли в пятёрку лидеров среди дочерних и зависимых обществ холдинга. Вместе с тем проведённые мероприятия значительно увеличили нагрузку на персонал, что потребовало пристального внимания к вопросам повышения личной эффективности работников, в том числе за счёт современных механизмов управления персоналом, способствующих росту уровня мотивации и вовлечённости членов коллектива в решение ключевых задач компании. К таким механизмам относятся внедрение модели корпоративных компетенций, формализация требований к ключевым должностям, формирование действенного кадрового резерва на замещение руководящих должностей и организация работы с кандидатами, включёнными в резерв.
– С учётом быстро изменяющейся конъюнктуры рынка особую актуальность сегодня приобретает развитие профессиональных корпоративных компетенций работников. Как решает эти задачи ФГК?
– Мы стараемся повышать конкурентоспособность нашей компании как работодателя. В этой связи особое внимание уделяется разработке трёхуровневой системы мотивации персонала на основе KPI, которая должна охватить все уровни должностей – от топ-менеджмента до рядового работника – и стать инструментом оценки достижения целей каждым работником и подразделением компании. Одновременно ведётся работа по грейдированию должностей по уровню сложности выполняемых функций, а также подразделений по их значимости и влиянию на ключевые показатели деятельности компании. Кроме того, вводится комплексная система наставничества, а также реализуются целевые обучающие программы, в том числе обучение перспективных руководителей ФГК в Корпоративном университете РЖД.
– Что вы можете сказать об обеспечении стабильности в трудовых коллективах?
– В целях социальной защиты и поддержки работников мы в полном объёме сохраняем обязательства по коллективному договору в сфере социальных гарантий и льгот, связанных с обеспечением здоровья, поощрением при выходе на пенсию, проездом на железнодорожном транспорте. Несмотря на вынужденное проведение антикризисных мероприятий, мы не стали секвестировать социально-экономические гарантии. Наш коллективный договор по-прежнему остаётся одним из лучших не только в железнодорожной отрасли, что отмечает руководство Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, но и среди крупных компаний на российском рынке. Социальный пакет ФГК является весомым мотивирующим фактором для наших работников, кроме того, мы выполняем различные дополнительные социальные обязательства, предусмотренные коллективным договором сверх законодательства РФ, целью которых является формирование лояльности к компании, привлечение, развитие, мотивация и удержание персонала. Вместе с тем в целях создания экономических условий для реализации обязательств коллективного договора необходимо продолжить курс на обеспечение экономической стабильности компании, выполнение годового бюджета, заданий по объёмным и качественным показателям, повышение производительности труда, совершенствование технологии работы, рост ответственности и профессионализма работников всех уровней.
– Что, на ваш взгляд, является важнейшим условием при стремлении компании к достижению ведущих позиций во всех сферах бизнеса?
– Кадровая политика ФГК основана на принципах социального партнёрства работника и работодателя. Это один из самых современных способов построения трудовых отношений, а также важнейшее условие при стремлении компании к достижению ведущих позиций в любой сфере бизнеса. Рано или поздно ситуация изменится к лучшему, а быстро восстановить кадровый ресурс в большой компании невозможно. Поэтому удержать и приумножить квалифицированный кадровый потенциал является для нас задачей стратегического характера. Сейчас можно уверенно заявить о том, что создание команды единомышленников – одно из достижений компании.
Беседовал
Константин Мозговой
Компания в СМИ