• Все новости
  • Компания в СМИ
  • Фотогалереи
  • Видеоархив

Право на отстой // Гудок

26 июня 2014 г.

Представители рынка перевозок предлагают активнее регулировать время нахождения порожних вагонов на инфраструктуре

В ОАО «Федеральная грузовая компания» считают, что операторов подвижного состава необходимо обязать иметь или арендовать пути для стоянки своих не используемых в перевозках вагонов.

Как заявил на недавней пресс-конференции генеральный директор ФГК Виталий Евдокименко, целесообразно закрепить за собственниками подвижного состава обязанность иметь пути для отстоя вагонов или соответствующие договоры. В противном случае следует принудительно отправлять неиспользуемый подвижной состав в отстой. Для этого нужно установить для него квоты в зависимости от размера профицита парка и доли оператора, а также разработать порядок такой отстановки. 

Виталий Евдокименко полагает, что такой шаг позволит решить проблему профицита подвижного состава, поскольку содержание излишнего парка станет экономически невыгодным. Для этого же следует ввести плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования, которое не связано с перевозками. 

Президент НП «Гильдия экспедиторов» Семён Резер считает, что предложение обязать операторов иметь или арендовать пути для стоянки своих вагонов – это ещё один шаг, который поможет уточнить их права и обязанности. По его словам, многие проблемы возникают именно из-за того, что статус операторских компаний слишком размыт. И если не получается принять на эту тему общий документ, то целесообразно двигаться к решению проблемы поэтапно. Предложение, высказанное главой ФГК, следует рассматривать одним из способов повышения эффективности использования подвижного состава. 

При этом, как полагают в ОАО «РЖД», надо чётко определить правила игры. В частности, в АНО «ИПЕМ» уже давно предлагали категорировать все станции. Первая – рекомендуемые к простою (там, где это меньше всего влияет на перевозки, взимается минимальный тариф). Вторая – не рекомендуемые к простою (места мало, за занятие путей плата берётся по максимуму, а перевозчик оставляет за собой право передислоцировать вагоны, если они будут мешать движению). Третья – все остальные станции. Для них устанавливается норма вагонов, которые там можно разместить. В ОАО «РЖД» подтвердили, что существуют методики, позволяющие разделить станции по возможности нахождения на них подвижного состава, не задействованного в перевозках. 

Отношения по данному вопросу могут регулироваться, в частности через договоры о взаимодействии оператора с перевозчиком по технологическим вопросам. И крупные операторы уже так и поступают. Например, как сообщил директор ЗАО «СИБУР-Транс» Александр Городецкий, в конце 2013 года оператор заключил с рядом филиалов ОАО «РЖД» договоры, по которым компания арендует пути для стоянки неиспользуемых вагонов. «Подход уже доказал свою эффективность. Мы можем своевременно отставить подвижной состав, что особенно актуально в период заводских ремонтов, а затем оперативно ввести вагоны в работу», – сказал «Гудку» Александр Городецкий. 

Пока же ОАО «РЖД» должно принимать меры по рациональному использованию инфраструктуры. А с другой стороны, по законодательству собственники вагонов заключать такие договоры на аренду путей не обязаны. В Уставе железнодорожного транспорта пока ничего не сказано и о необходимости владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. 

Александр Солнцев / Гудок

 

Компания в СМИ